VII. Начала общей теории преферанса

Распечатать страницу

VII. Начала общей теории преферанса

 

В предыдущих параграфах мы познакомились с начальными сведениями и общими правилами преферанса. Затем тщательно проработали раздел техники и, таким образом, имеем об игре достаточно полное представление. Следовательно, мы уже готовы испытать свои силы за карточным столом. Другими словами, пройден начальный курс обучения. Дальнейшее зависит только от читателя: ваших способностей, физического состояния, тренировки, качества нервной системы.

Однако, мы не поделились с вами еще главными секретами этой интересной игры. Но прежде чем продолжить курс обучения, настоятельно рекомендуем немного поиграть с друзьями «по маленькой» и, как говорится, несколько набить руку.

Наконец, процесс игровой тренировки окончен, вы уже начали в полной мере ориентироваться в игре и у вас возник целый ряд вопросов, на которые ни вы, ни ваши товарищи не имеют убедительного ответа. Значит самое время приступить к изучению общей теории преферанса, разработанной автором на основе теории вероятностей.

Что же необходимо еще знать и уметь? Необходимо иметь не только качественное, но и количественное представление по следующим основным вопросам:

  • начинать торговлю или пасовать, имея на руке расклад, полученный после сдачи карт;
  • если вступил в торговлю, то до каких пор торговаться;
  • сколько назначить к игре с учетом сделанного сноса;
  • как правильно разыграть игру, если она проходит втемную.

В этом разделе читатель получит рекомендации по всем этим вопросам. Рекомендации базируются на вычислении значения среднего (ожидаемого) результата одной отдельно взятой игры, которое может быть рассчитано как до взятия прикупа, так и для момента когда прикуп уже на руках.

В первом случае средний результат зависит от:

  • силы расклада;
  • числа неявных взяток и прикупных мастей;
  • очереди хода (наиболее выгодна первая рука);
  • числа игроков, уже вступивших в торговлю.

Во втором:

  • силы расклада с учетом прикупа;
  • очереди хода;
  • объявлений предшествующей торговли.

Ни сейчас, ни в дальнейшем мы не будем перегружать текст формулами и математическими выкладками, а будем лишь объяснять суть проблемы и давать соответствующие рекомендации.

← содержание   ↑ Наверх

 

7.1 Критерий разумного риска

 

Поскольку основной целью игры в преферанс является получение наибольшей прибыли (выигрыша), суть проблемы сводится к следующему. С одной стороны хотелось бы назначать каждую игру как можно большего достоинства и тем самым максимально увеличивать свой выигрыш. С другой стороны, чрезмерное увеличение заказа может привести к диаметрально противоположному результату и вместо небольшого, но верного выигрыша, получится солидный проигрыш. Значит необходимо выработать критерий, позволяющий количественно определять, в каких случаях можно рисковать, а когда риск является уже недопустимым.

Рассмотрим следующий, простой пример. На первой руке после взятия прикупа образовался следующий расклад:

ТКДх, ТКДВ, хх, хх. Здесь можно назначить «7 пик», «7 треф» или «7 БК» и выиграть игру при любом раскладе рук вистующих. Но можно назначить, с некоторой долей риска, и восьмерную в тех же мастях.

Что же целесообразней (выгодней)?

Проиграть восьмерную игру можно лишь в том случае, когда на одной из рук вистующих окажется четвертый Валет в пиках. Определим вероятность такого расклада.

На руках обоих вистующих находятся 20 карт, следовательно, общее число возможных раскладов равно числу сочетаний из 20 по 10 и составляет 184756. Число же неблагоприятных раскладов (четыре пики на одной руке) определяется удвоенным сочетанием из 16 оставшихся карт по шесть, что составляет 16016. Поскольку вероятность проигрыша определяется отношением числа неблагоприятных раскладов к их общему числу, имеем:

р = 16016/184756 = 0,087

Следовательно, вероятность выиграть восьмерную игру составляет: 1 — 0,087 = 0,913.

Из таблиц (см. стр. 32-33) следует, что выигрыш восьмерной игры приносит доход в 33 виста, а проигрыш — убыток в 81 вист. Таким образом, если назначить восьмерную игру, то средний ожидаемый результат (СОР) прибыли составит:

СОР(8) = 33 х 0,913 — 81 х 0,087 = 23 виста.

Если же назначим семерную, то получим:

СОР(7) = 18 х 1 = 18 вистов.

Отсюда следует вывод, что поскольку СОР(8) > СОР(7), в нашем конкретном случае целесообразно назначить восьмерную игру.

Могут возразить, что лучше иметь «синицу в руке, чем журавля в небе», ведь семерная-то на руках и проиграть ее невозможно!

Речь идет не об этом. Речь идет о выработке стратегического подхода к игре. Никто не гарантирован от встречи с редкими неблагоприятными раскладами, но ведь мы пытаемся найти золотую середину.

В этом плане выражение:

СОР = мах

может служить нитью Ариадны при выборе играющим оптимальных решений возникающих перед ним проблем.

Принимай такое решение, чтобы средний ожидаемый результат данной игры имел для тебя максимальное из всех возможных значений.

 

← содержание   ↑ Наверх

7.2 Рекомендации по выбору сноса и назначению игры

 

Приведенный выше пример расчета СОР отдельно взятой игры показывает лишь общий подход к решению поставленной задачи. В действительности все намного сложнее. С одной стороны существуют расклады, при которых вистующие остаются «без» или вообще отказываются от розыгрыша. Выигрыш играющего при этом увеличивается. С другой стороны сам играющий может остаться не только без одной или даже без двух. Кроме того (что особенно хлопотно), нельзя считать все расклады равновероятными. Их распределение в значительной степени зависит от наличия или отсутствия торговли. Необходимо учитывать и очередь хода и многое другое. Все это превращает расчет СОР в довольно сложную процедуру, выполнить которую без применения современных вычислительных средств невозможно.

Спешу успокоить наших читателей. Этой процедурой им заниматься не надо. Она уже проделана (см. Предисловие) и результаты расчетов представлены ниже в виде таблиц.

Прилагаемые ниже материалы содержат рекомендации по выбору сноса и назначения игры. В таблице №1 рассмотрены случаи, когда в руке играющего содержится по крайней мере одна длинная масть (число карт в масти не менее четырех). В таблице №2 представлены сочетания только коротких мастей.

В графе «Наличие торговли» использованы следующие обозначения:
«+» — прикуп получен в результате торговли;
«-» — торговли не было.

Отсутствие указанных знаков означает, что рекомендации не зависят от наличия или отсутствия торговли.

Таблица №1

Расклад играющего Рука играющего Наличие торговли Рекомендации
Снос Заказ
1.ТДВхххх
ТКДхх
2, 3
2, 3

+
2 трефы 10 пик
9 пик
2.ТДВхххх
ТКххх
2
3
2 пики
2 трефы
9 треф
9 пик
3.ТДВхххх
КД10
хх
2, 3 2 бубны 8 пик
4.ТДВхххх
КВ10
хх
2
3
2 бубны 7 пик
8 пик
5.ТКхххх
КДхххх
2, 3
2, 3

+
2 пики 9 треф
8 треф
6.ТКхххх
ТКххх
х
1
2
3
трефа, бубна
пика, бубна
трефа, бубна
9 пик
9 треф
9 пик
7.ТКхххх
КДВхх
х
2, 3 пика, бубна 8 треф
8.ТДхххх
Кххх
Тх
Любая трефа, бубна 7 пик
9.ТВхххх
ТДВх
любая 2 бубны 8 пик
10.ТВхххх
ТКхх
хх
Любая 2 бубны 8 пик
11.ТВхххх
Кххх
хх
1
2, 3
2 бубны 7 пик
6 пик
12.КДхххх
ТКхх
КД
1
2, 3
2 трефы
2 бубны
8 пик
7 пик
13.ТКхххх
КВ10
Дхх
2, 3 2 бубны 6 пик
14.ТДхххх
Кхх
Тх
х
1
2,3
бубна, черва 7 пик
6 пик
15.КДхххх
ТКД
Дхх
2, 3 2 бубны 8 пик
16.КДхххх
ТКД Вхх
2, 3 2 бубны 7 пик
17.ТКДхх
ТКДхх
хх
2, 3 2 бубны 9 пик
18.ТКДхх
ТДВхх
хх
2, 3 2 бубны 8 или 9 треф
19.ТКДхх
КДххх
хх
1
2, 3
2 бубны 8 пик
8 треф
20.ТКххх
ТКххх
хх
1, 3
2
2 бубны 9 любых
8 любых
21.ТКххх
ТВххх
хх
любая 2 бубны 8 пик
22.ТКххх
КДВхх
хх
2, 3 nbsp; 2 бубны 8 пик
23.ТКххх
КДххх
хх
1
2, 3
2 бубны 8 пик
8 треф
24.ТКххх
Кхххх
хх
2, 3 2 бубны 7 треф
25.ТДВхх
ТДВхх
хх
2, 3
+
2 бубны 7 или 8 любых
7 любых
26.ТДВхх
ТВххх
хх
любая
+
2 бубны 7-8 треф
7 треф
27.КДВхх
КДххх
Тх
2, 3 пика, бубна 7 треф
28.КДВхх
КДххх
хх
1
2, 3
2 бубны 7 треф
6 треф
29.ТКххх
ТКхх
Тх
х
1
2, 3
бубна, черва 8 треф
8 пик
30.ТДВхх
ТКхх
Тх
х
1
2, 3
+ бубна, черва 8 пик
7 пик
31.ТДххх
Тххх
Тх
х
любая бубна, черва 7 пик
32.Тхххх
ТКхх
Тх
Т
любая пика, бубна 8 треф
33.Тхххх
ТКхх
Тхх
1
1
2, 3

+
2 бубны 8 треф
7 пик
7 пик
34.Тхххх
ТКхх
КДх
1
1
2, 3

+
2 бубны
2 трефы
2 трефы
7 треф
7 пик
7 пик
35.Тхххх
ТКхх
КД
х
1
1
2, 3

+
бубна, черва
трефа, черва
трефа, черва
7 треф
7 пик
7 пик
36.КДВхх
ТКхх
Тх
х
1
2, 3
бубна, черва 8 пик
7 пик
37.ТКххх
ТКВ
Тх
хх
любая 2 червы 7-8 пик
38.ТКххх
ТКх
Тх
хх
любая 2 червы 7 пик
39.ТКххх
ТК
КДх
хх
любая 2 червы 7 пик
40.ТДВхх
ТК
КДВ
хх
1
2, 3
2 червы 8 пик
7 пик
41.Тхххх
ТКВ
ТК
хх
1
2, 3
2 червы 8 пик
7 пик
42.Тхххх
ТКх
ТДх
х
любая трефа, черва 7 пик
43.КДВхх
ТДВ
ТК
хх
2
3
1
2 червы 7 пик
7-8 пик
8 пик
44.ТКДВ
ТКДх
ТД
хх
1
2, 3
2 червы 9 БК
8-9 треф
45.ТКДх ТКДх
ТД
хх
1
2, 3
2 червы 8 БК
8 любых
46.ТКДх ТКДх
КД
хх
1
2, 3
2 червы 7-8 любых
7 любых
47.ТКДх
ТКДх
ххх
х
любая бубна, черва 7 любых
48.ТКДх
ТКхх
КДВ
х
любая бубна, черва 7 треф
49.ТКДх
ТКВ10
ххх
х
1
2, 3
бубна, черва 7 пик
7 треф
50.ТКДх
ТКхх
ххх
х
любая бубна, черва 7 треф
51.ТКДх
ТДВх
ТК
хх
1
2, 3
2 червы 8 треф
7-8 треф
52.ТКДх
ТДВх
КД
хх
1
2, 3
2 червы 7 треф
6 треф
53.ТКДх
ТДхх
Тх
хх
любая 2 червы 7 треф
54.ТКДх
КДВ10(9)
ТК
хх
1
2, 3
2 червы 7-8 пик(треф)
7 треф
55.ТКДх
КДхх
Тхх
х
1
2, 3
бубна, черва
2 бубны
7 треф
6-7 треф
56.ТКВ10
ТКхх
Тхх
х
1
2, 3

+
бубна, черва
2 бубны
бубна, черва
7 треф
57.ТКхх
ТКхх
Тх
Тх
любая бубна, черва 8 любых
58.ТКхх
ТКхх
ТКх
х
1
2, 3
бубна, черва 8 любых
7 любых
59.ТКхх
ТКхх
КДВ
х
1
2, 3
трефа, черва 7 пик
6 пик
60.ТКхх
ТКхх
КД
хх
1
2, 3
2 червы 7 любых
6 любых
61.ТКхх
ТКхх
хх
хх
любая бубна, черва 6 любых
62.ТКхх
ТДВх
Тх
хх
1
2, 3
2 червы 7 пик
6 пик
63.ТКхх
Тххх
ТК
хх
любая/td> 2 червы 7 треф
64.ТКхх
ТДхх
Тх
Тх
1
2, 3
бубна, черва 7 пик
7 треф
65.ТКхх
ТДхх
Тх
хх
любая 2 червы 6 треф
66.ТКхх
Тххх
ТК
КД
любая 2 трефы 7 пик
67.ТКхх
КДВх
ТКД
х
1
2, 3
трефа, черва 8 пик
6 пик
68.ТКхх
КДВх
ТКх
Т
1
2, 3
пика, бубна 8 БК
7 треф
69.ТКхх
КДВх
Тхх
х
1
2, 3
+ бубна, черва
2 бубны
бубна, черва
7 пик
6 пик
6 пик
70.ТКхх
КДхх
ТКх
х
1
2, 3
бубна, черва 7 пик
7 треф
71.ТКхх
КВ10х
ТК
ТК
1
2, 3
nbsp; 2 пики 8 БК
7 треф
72.ТДВ10
ТДВх
ТК
хх
любая 2 червы 7 треф
73.ТДВх
КДхх
ТК
хх
любая 2 червы 6 пик
74.ТДВх
КДхх
ТКх
Т
любая пика, бубна 7 треф
75.ТВхх
Тххх
Тх
Тх
любая бубна, черва 6 пик
76.ТВхх
КДхх
ТК
хх
1
2, 3
2 червы 6 пик
6 треф
77.Тххх
КДхх
ТК
хх
любая 2 червы 6 треф
78.КДВх
КДВх
ТК
ТК
1
2, 3
пика, трефа 8 БК
7 БК
79.ТВДх
ТКД
КДВ
КД
1
2, 3
2 пики
пика, бубна
8 БК
7 БК
80.ТК109
ТКД
ТК
Тхх
1
2, 3
2 червы 9 БК
8-9 пик
81.ТКхх
КДВ
КДВ
ТК
1
2, 3
2 пики 8 БК
7 БК
82.ТКхх
ТКх
ТДх
хх
1
2, 3
2 червы 7 пик
6 пик
83.ТКхх
ТКх
Тхх
хх
любая
+
2 червы
2 бубны
6 пик
84.ТКхх
КДВ
КДх
ТК
1
2, 3
пика, бубна
2 пики
7 БК
7 БК
85.ТДВ10(9)
ТКх
ТКх
Тх
любая трефа, бубна(черва) 8 пик
86.ТДхх
ТКх
ТКх
хх
любая 2 червы 7 пик
87.Тххх
ТКх
ТКх
хх
1
2, 3
2 червы 6-7 пик
6 пик
88.КДхх
ТКД
ТКД
Тх
2, 3 трефа, черва;
пика, черва
8 пик
8 БК
89.КДхх
ТКД
ТКД
КД
1
2, 3
2 пики 8 БК
7 БК
90.КДхх
ТКД
ТКД
хх
1
2, 3
2 червы 8 пик
7 пик
91.KB10х
ТКД
КДВ
ТК
1, 3
2
2 пики 7 БК
6 БК
92.Кххх
ТКД
ТКД
хх
1
2, 3
2 червы 7 пик
6 пик

Как читать таблицу?

Приведем ряд примеров:

№5. Трудности при данном раскладе возникают лишь на 2 или 3 руке. Рекомендуется снести 2 пики и при отсутствии торговли назначить «9 треф», а при ее наличии только «8 треф».

№12. При своем ходе сносим 2 трефы и назначаем «8 пик», при чужом — сносим 2 бубны и ограничиваемся семью пиками.

№18. Здесь в любом случае сносим 2 бубны и на 2, 3 руке назначаем 8 или 9 треф по выбору. Средние ожидаемые результаты восьмеркой и девятерной оказались примерно равными.

Таблица №2

Расклад играющего Рука играющего Наличие торговли Рекомендации
Снос Заказ
1.ТКД
ТКД
ТКД
Дхх
1
2, 3
2 червы
2 любые дамы
9 БК
7 БК
2.ТКД
ТКД
ТДВ
КДВ
1
2
3
2 бубны
2 валета
2 валета
9 БК
7 БК
8 БК
3.ТКД
ТКД
КДВ
КДВ
1
2, 3
пика, трефа бубна, черва 8 БК
7 БК
4.ТКД
ТКВ
ТДх
ТДх
любая бубна, черва 8 БК
5.ТКД
ТКх
Тхх
КДВ
1
2, 3
2 бубны
трефа, черва
8 БК
7 БК
6.ТКВ
ТКВ
ТКх
Тхх
1
2, 3
2 червы 8 БК
7 БК
7.ТКВ
ТКх
ТКх
Тхх
любая 2 червы 7 БК
8.ТКВ
ТКх
ТКх
ДВ10
любая трефа, бубна 7 БК
9.ТК10
ТКх
ТКх
ДВ10
1, 3
2
трефа, бубна 7 БК
6-7 БК
10.ТКх
ТКх
ТКх
ххх
Любая
2, 3

+
пика, трефа(бубна)
трефа, бубна
6 БК
6 пик
11.ТКВ
ТКх
ТДх
ТДх
любая бубна, черва 7 БК
12.ТКх
ТКх
КДВ
КДВ
1
2, 3
пика, трефа 8 БК
7 БК
13.ТКВ
ТДВ
ТДх
ТДх
1, 3
2
бубна, черва 7 БК
6 БК

← содержание   ↑ Наверх

 

7.3 Рекомендации по розыгрышу втемную


Проделанная работа по расчету рекомендаций по выбору сноса и назначению игры, изложенных в предыдущем параграфе, в достаточной степени неожиданно, дала не только основные, но и побочные результаты, позволяющие расширить арсенал приемов играющего при розыгрыше втемную.

Этими приемами являются:

  • назначение козыря в более короткий из длинных мастей (примеры №№2, 6, 29, 30, 32-35 из таблицы №1);
  • начало розыгрыша длинной не козырной масти при наличии Туза ходом с малой (примеры №№10, 21, 29-35, 53, 58, 64, 65, 75 из таблицы №1);
  • более частое назначение игры без козырей (примеры 44, 45, 68, 71, 78-81, 84, 88, 89, 91 из таблицы №1 и все примеры из таблицы №2).

Конечно, подобные приемы можно изредка наблюдать на практике при игре сильных преферансистов, но совсем другое дело, когда рекомендации по их применению получены в результате целенаправленных расчетов. Поговорим об этом несколько подробнее.

Прием назначения козырной более короткой из длинных мастей может быть применен на любой руке. Он призван облегчить играющему проведение розыгрыша втемную и в ряде случаев позволяет увеличить заказ. Однако, необходимо помнить, что назначать козырем более короткую масть из четырех карт допустимо только при своем ходе, да и то, главным образом, при отсутствии торговли за прикуп.

Начало розыгрыша длинной некозырной масти с четвертым или пятым Тузом без Короля или масти из четырех карт с Тузом и Королем ходом с малой дает эффект в случае, если у одного из вистующих имеется козырной вист (это уже установлено в процессе розыгрыша), но число его козырей меньше, чем в руке играющего. Прием позволяет увеличить количество взяток при ренонсе данной масти в руке, содержащей козырной вист. Следует отметить, что при сильной некозырной масти типа ТКВ10 в использовании данного приема нет необходимости.

Что касается более частого назначения игры без козырей, то этот прием не только эффективен сам по себе, но и практически полностью решает саму проблему розыгрыша игры втемную. Ведь вистующие всегда раскрывают игру без козырей.

Рассмотрим более подробно несколько указанных выше примеров.

7.3.1 Ход с малой при наличии Туза

 

(Номера примеров взяты из таблицы №1).

Пример 10

После хода играющего с Туза пик (на первом или втором ходу) может оказаться, что оба козыря (Дама и Король) находятся на одной руке. Если окажется, что на этой руке лежат еще и четыре трефы, то играющий возьмет только семь взяток и останется без одной. Расчеты однако показывают, что такой расклад (6 нужных карт в одну руку) маловероятен и имеет смысл рисковать, назначая не семь, а восемь пик.

Между тем, существует еще один расклад, при котором играющий может проиграть игру. Представим себе, что на руке вистующего, имеющего козыри, отсутствуют трефы. В такой ситуации очередной ход с Туза треф, который будет убит, дает играющему тоже только семь взяток.

Совсем другое дело, если пойти с малой трефы и при любом исходе в следующий раз продолжить розыгрыш этой масти с Туза и Короля. Читатель может убедиться самостоятельно — при любом раскладе восемь взяток играющему обеспечены

Ну а если на руках окажется тот самый расклад, который мы считаем маловероятным (четыре трефы вместе с козырем), что тогда? Хуже не будет. Играющий и при ходе с малой останется без одной.

Рассмотренный пример показывает, что наличие тактического приема (ход с малой при наличии Туза) позволяет назначать игры более высокого достоинства. В данном случае восемь пик вместо семи.

Пример 21

Здесь играющий назначает козырем более сильную масть именно в расчете на использование рассматриваемого приема. Если после хода с козырного Туза выясняется, что все козыри на одной руке, необходимо ходить с малой трефы от пятого Туза.

Проигрыш игры возможен только при наличии в руке имеющей козыри еще трех треф. А этот вариант мы считаем маловероятном.

7.3.2 Назначение игры в более короткой масти

 

Пример 6

На второй руке необходимо назначить козырем более короткую масть. Если назначить пику, то при розыгрыше втемную и первом ходе вистующих с трефы необходимо будет угадать расклад. Гораздо спокойнее назначить козырем трефу, тогда выигрыш игры гарантирован.

Пример 29

Здесь назначение короткого козыря на первой руке имеет небольшое преимущество перед традиционным заказом. Если заказать пику и окажется, что три козыря на одной руке, то согласно теории розыгрыш трефы надо начинать с малой. В этом случае при трефе пополам отдается лишняя взятка. Назначая козырем трефу, мы уходим от такой необходимости.

Пример 32

Особенность этого примера в том, что играющий сносит фоску от пятого Туза пик. Это облегчает ему выполнение заказа «8 треф» при розыгрыше втемную. Необходимо козырнуть и если козыри не на одной руке, то второй ход с малой пики.

Пример 34

Здесь при своем ходе и отсутствии торговли целесообразно назначить козырем короткую масть, имея в виду второй ход от пятого Туза с малой. Если назначить козырем пику и козырнуть, то при наличии трех козырей на одной руке неясно, как играть дальше.

Следует заметить, что возможны достаточно редкие расклады при которых играющий при коротком козыре берет на взятку меньше, чем при длинном. Например 3:0 в пиках и 3:1 в трефах или 2:1 в пиках и 4:0 в трефах. Однако, вероятность этих раскладов достаточно мала, что и позволяет отдать предпочтение заказу короткого козыря.

7.3.3 Уточнение известных приемов

 

Пример 41

При игре втемную на первой руке целесообразно, не козыряя, начать розыгрыш ходами в трефу. Даже если Король треф на втором ходу будет убит, то проигрыш игры может иметь место в случае, если этот козырь был неберущим. Вероятность проигрывающего расклада достаточна мала.

Пример 58

На второй или третьей руке после первого хода противников в черву у играющего возникают трудности с выбором порядка ходов. Согласно нашей теории наиболее целесообразно два раза козырнуть (если на одной из рук нет ренонса в козырях), а затем пойти два раза со старших треф.

7.3.4 Назначение игры без козыря

 

(Номера примеров взяты из таблицы №2).

Назначение игры без козыря очень выгодно, если у играющего все масти короткие. При этом для выполнения заказа часто приходится сносить берущие карты от сильных мастей, сохраняя прием в слабой масти.

Пример 1

При чужом ходе целесообразно снести две любые Дамы и назначить к игре «7 БК». Проиграть игру можно только на второй руке, когда третья дама в червах прорезается единственной малой червой с первой руки. Если же снести две червы и назначить козырем любую из первых трех мастей, то при розыгрыше втемную, что весьма вероятно, вообще непонятно как ходить.

При назначении игры без козыря практически решается проблема игры втемную. Она становится маловероятной. Поэтому при наличии нескольких неявных взяток игра здесь может быть несколько завышена. Играющий ведь будет видеть, как их надо разыграть.

Примеры 4 и 11

Сносим бубну и черву и смело назначаем в первом случае «8 БК», а во втором «7 БК».

Вероятность выполнения контракта всветлую составляет 100%.

← содержание   ↑ Наверх

 

7.4 Объявлять или пасовать?

Перед первым объявлением всегда стоит вопрос что делать: начинать торговлю или сказать «пас»? С качественными рассуждениями на эту тему читатели уже познакомились в параграфе 6.2. В настоящем разделе приведем количественные характеристики, ведь нам необходимо знать вполне определенно, что и в каких случаях делать более выгодно.

Необходимость выбора между объявлениями «пика» или «пас» возникает в следующих трех случаях:

  • игрок находится на первой руке;
  • игрок имеет вторую руку, а на первой уже сказали «пас»;
  • на первой и второй руке сказали «пас».

Если на руке имеется шесть верных взяток или хорошая (на две-три взятки) Распасовка, то вопрос о выборе отпадает сам собой. Значит нас интересует случай, когда на руке нет шести и даже пяти взяток, но на Распасовке их предвидится достаточное количество. Таким образом возникает необходимость из двух зол выбирать меньшее. Более приятный случай выбора между хорошей Распасовкой и хорошей игрой может возникнуть лишь на третьей руке.

Для решения проблемы в соответствии с нашим критерием необходимо сравнить средний ожидаемый результат (СОР) игры и Распасовки.

Примем во внимание, что правильность или ошибочность нашего выбора целиком зависит от тех двух карт, которые пока находятся в прикупе.

Знал бы прикуп мог бы не работать.

А сколько всего вариантов прикупа может быть? Оказывается не так уж много. Это число сочетаний из 22 оставшихся карт (ведь 10 у нас на руке) по 2 составляющих прикуп. Всего 231 вариант.

Из параграфа 7.1 мы уже знаем, каким образом рассчитать средний ожидаемый результат игры для случая, когда прикуп уже на руках. Значит, считая любое сочетание карт прикупа равновероятным, нам необходимо проделать известную процедуру расчета для всех возможных вариантов прикупа (231 раз).

Разделив далее сумму полученных результатов на число реализаций, определим средний ожидаемый результат игры при данном конкретном раскладе руки, еще не зная прикупа. Если теперь сравнить полученный результат со средним ожидаемым результатом Распасовки, то ответ на поставленный вопрос будет без труда найден.

Поясним методику сравнения на простом примере.

Из таблиц (см. стр. 32-35) известно, что выигрыш при шестерной игре составляет семь вистов /6(0) = 7в/, проигрыш 6(-1) = -31в. Баланс играющего Распасовку составляет соответственно: Б(2) = 5в, Б(3) = -58, Б(4) = -15в, Б(5)= -25в. Исходя из этих данных можно определить при какой вероятности успеха в зависимости от среднего ожидаемого результата Распасовки /СОР(Р)/ целесообразно начинать торговлю.

Для этого необходимо иметь СОР(6) > СОР(Р).

Рассмотрим случай, когда на Распасовке предполагается взять две взятки.

Имеем: р(-31) + (1-р)7 > 5,
где р — вероятность остаться на шестерной игре без одной.

Отсюда искомая вероятность составляет 0,95.

На практике удобнее сравнивать найденную вероятность не с СОР(Р), а непосредственно с числом взяток на Распасовке. Поэтому результаты расчета представлены в таблице с учетом этого обстоятельства.

Число взяток, которое предполагается взять при распасовке Необходимая вероятность успеха для начала торговли
 2 0,95
 3 0,7
 4  0,43
 5 0,16

К сожалению, определение среднего результата игры и особенно Распасовки дело довольно сложное. В последнем случае ко всем бедам добавляется еще и та, что некоторые факторы существенно влияющие на результат практически не поддаются формализации. Поэтому, уважая наших читателей, мы не будем больше останавливаться на этой чисто вычислительной процедуре, а приведем конкретные результаты в виде таблиц.

Таблицы содержат рекомендации о выборе объявления в зависимости от расклада и руки играющего. Отсутствие цифр обозначающих руку означает, что рекомендация относится к любой до них.

Таблица №3

Расклад Рука Объявление
1.ТКххх
В108
9
8
1, 2
3
пика
при 7 пик – пас
без 7 пик — пика
2.ТКВ7
Т108
Д8
9
1, 2
3
пика
пас
3.ТКхх
Д10
В10
В
пика
4.ТК109
Т10
Д9
В10
пика
5.ТК108
Т8
Д7
В10
пас
6.ТКВ9
ДВ109
В
10
пика
7.ТДВ10х
Д9
В8
В
при 7 пик — пас
без 7 пик — пика
8.КДВ9
ТВ8
Д10
10
1, 2
3
пика
пас
9.ТКД9
В1098
Д
В
пика
10.ТКДВ
Д109
В9
Д
пика
11.ТКД10
Д108
В8
Д
пас
12.ТВ10
ТВ9
Т98
В
пика
13.TB10
ТВ8
Т
Дхх
пика
14.ТВ8
Т109
Т9
Д8
пика
15.ТВ10
Т9
Т8
Д98
пас
16.ТК10
ТД8
Дх
Вх
пика
17.ТД10
ТК
Вхх
Дх
пика
18.ТК8
ТВ9
Д8
В9
пас
19.ТК
ТВ
ДВ9
В109
пика
20.ТК10
КД9
Д10
В9
пика
21.ТК10
КД8
Д108
В
пас
22.ТДВ109
В109
Д9
пика
23.ТКДВ
Д10
В9
109
пас
24.ТКДВ
Д10
Д9
В10
1
2, 3
пика
пас
25.КДВ10
ТВ
ДВ9
В
пика
26.КДВх
КДВ
Д10
10
1
2, 3
пика
пас
27.КДВ9
КД10
Д9
В
1
2, 3
пика
пас
28.КДВ10
ДВ9
Д10
В
1
2, 3
пика
пас
29.КДВ10
Т108
ДВ9
пика
30.КДВ10
КВ9
ДВ
В
1
2, 3
пика
пас

В дополнение к таблице №3 приведем сочетания фигур, при которых всегда следует объявлять «6 пик»:

«Полковник был большая сволочь — он пасовал на трех тузах…»

  1. Т…, Т…, Т…, Т…
  2. ТК…, Т…, Т…, …
  3. ТК…, Т…, КД…, …
  4. ТК…, Т…, КВ10…, …
  5. ТК…, Т…, Дххх, …
  6. ТДВ…, Т…, Т…, …

В заключение параграфа дадим определение прикупной масти.

Под прикупной будем понимать масть, присоединение к которой хотя бы одной карты из прикупа, обеспечивает увеличение взяток руки. Прикупная масть, как правило, содержит не менее трех карт.

Какова же вероятность получить в прикупную масть хотя бы одну карту из прикупа? Ответ на этот вопрос содержит следующая таблица.

Количество карт в прикупной масти Вероятность наступления события
3 0,41
4 0,34
5 0,26
6 0,17

← содержание   ↑ Наверх

 

7.5 До каких пор торговаться?

Расчет среднего ожидаемого результата игры позволяет оценить и тот предел, до которого нужно и целесообразно торговаться, имея на руке данный расклад. Необходимо лишь внести в программу расчета некоторые коррективы.

Очевидно, что теперь часть фигур находятся уже не в прикупе, а на руках торгующихся. То же можно сказать и о наличии мастей. Другими словами, равновероятностное распределение карт прикупа явно находится под сомнением.

Результаты расчетов, выполненных с учетом этих нюансов, приведены в таблице №4.

Таблица №4

Расклад Рука Мах
1.ТДВхххх
КДх
8
2.ТДВхххх
Кхх
7
3.ТДВхххх
ТД
х
8
4.ТДВххх
ТКхх
8
5.ТДхххх
ТДхх
8
6.ТКхххх
ТДх
х
7-8
7.ТКхххх
Тхх
х
7
8.ТКхххх
КДВ
х
8
9.ТКхххх
Кхх
Т
8
10.ТВхххх
Кхх
Т
7
11.КДхххх
Тхх
х
6-7
12.ТКххх
Д(В)хххх
7 пик
13.ТВххх
Тхххх
8 пик
14.ТКДхх
КДхх
х
1
2, 3
8 пик
7 пик
15.ТКххх
ТКхх
х
8 треф
16.КДВхх
ТКхх
х
1
2, 3
7 треф
7 пик
17.ТКДхх
ТКВ
хх
8
18.ТКДхх
ТКх
хх
7
19.ТКДхх
Кхх
ТК
8
20.ТКДхх
Дхх
ТК
7
21.ТКДхх
ТД(х)
Кх
х
при Д треф – 7
без Д — 6
22.ТКххх
ТКВ
хх
7
23.ТКххх
Тхх
хх
6
24.ТКххх
ТК
Тх
х
8
25.ТВххх
ТКх
хх
7
26.ТДххх
ТДх
хх
1
2, 3
6 треф
6 пик
27.Тхххх
Тхх
Тх
7
28.КДВхх
ТКх
хх
7 пик
29.КДВхх
ТД(В)
ТВ(х)
х
при Д треф – 7
при В треф или малой бубен — 6
30.КДххх
Тхх
ТК
7
31.КДххх
Тхх
Тхх
7
32.ТКДх
ТКхх
хх
1
2, 3
8 треф
8 пик
33.ТКДх
Тххх
хх
1
2, 3
7 треф
7 пик
34.ТКДх
КДхх
хх
1
2, 3
7 треф
6 треф
35.ТКхх
ТКхх
хх
7 треф
36.ТВхх
Тххх
Тх
7 треф
37.Тххх
Кххх
ТК
6 треф
38.ТКхх
ТКх
хх
х
1
2, 3
6 БК
6 пик
39.ТКхх
Тхх
хх
х
1
2, 3
6 треф
6 пик
40.ТДхх
ТК
Тх
Тх
7
41.xx
Тх
Тх
Тххх
6 треф (цель — выбить из масти)
42.КДВх
ТКх
ТКВ
1
2, 3
8
7
43.КДВх
ТКх
КДВ
1
2, 3
7
6
44.КДВх
ТКх
КДх
6
45.КДхх
ТКД
ТКД
1
2, 3
8
7
46.КДхх
ТК
ТК
хх
7
47.Кxxx
ТКД
хх
х
1
2, 3
6
пас
48.ТКх
ТКх
ТКх
х
7 пик
49.TKх
ТКх
ТДх
х
7 пик
50.ТКх
ТКх
Тхх
х
6 БК
51.ТКх
Тхх
Тхх
х
6 БК
52.Тхх
Тх
ТКх
хх
6 пик

← содержание   ↑ Наверх

 

7.6 Оценочные характеристики Мизера

Мы уже многое знаем о Мизере. Остается лишь дать рекомендации играющему:

  • при каком раскладе руки целесообразно назначать эту игру;
  • как правильно сделать снос;
  • как грамотно сделать первый ход.

С этой целью введем некоторые оценочные характеристики.

Возможность ловли Мизера (при наличии данной ловленной масти) хотя бы на одну взятку будем оценивать вероятностью наступления данного события.

Поскольку эта вероятность существенно зависит от очереди хода, будем различать Р и Р(1) — вероятности ловли при чужом и своем ходе.

Значения вероятностей Р и Р(1) для конкретного игрового эпизода позволяют однозначно определить правильный снос и правильный первый ход втемную.

Другой существенной характеристикой Мизера является средний ожидаемый результат игры при наличии данного расклада мастей играющего СОР(М).

Средний ожидаемый результат игры является интегральной оценкой данного расклада; он определяется до объявления Мизера и зависит не только от Р /соответственно Р(1)/, но и от числа взяток, которые получает играющий в случае неудачи, для всех возможных вариантов прикупа.

После соответствующих расчетов останется лишь выработать критерий, при каких значениях СОР(М) целесообразно объявлять Мизер, а при каких нет.

7.6.1 Расчетные значения Р и Р(1)

Чтобы не осложнять жизнь читателям излишними подробностями расчета вероятностей Р и Р(1), оставим эту, кстати, достаточно громоздкую процедуру на совести автора и приведем здесь лишь конечные результаты.

Как оказалось, для длинной ловленной масти с семеркой величина Р практически не зависит от расклада остальных мастей руки играющего. Значения вероятности ловли конкретного расклада сведены в таблицу.

Расклад Р
79ВТ 0,1
79ДКТ 0,2
79ДК 0,35
79КТ 0,58
710ДКТ 0,75
710ДТ или 710ВТ 0,77

Мы видим, что, начиная с четвертой строки, вероятность получения хотя бы одной взятки при данном раскладе масти превышает 50%.

В случае короткой ловленной масти Р, как правило, существенно зависит от расклада остальных мастей играющего.

Ловленная масть 710К 710Д или 710В 79К 79Д
Расклад Р Р Р Р
6-1-0
5-2-0(5-1-1)
4-3-0
4-2-1
3-3-1
3-2-2
0,8
0,81
0,87
0,83
0,89
0,84
0,52
0,61
0,65
0,59
0,74
0,64
0,62
0,68
0,68
0,65
0,74
0,7
0,25
0,4
0,42
0,33
0,46
0,4

Еще при более коротких ловленных мастях с семеркой вероятность ловли зависит также от того, был ли снос от этой масти. В таблице 0;1;2 — означает количество карт, снесенных от ловленной масти.

Ловленная масть 710
Расклад 0 1 2 0 1 2
6-2-0
5-3-0
5-2-1
4-4-0
4-3-1
4-2-2
3-3-2
0,55
0,66
0,59
0,66
0,64
0,58
0,71
0,63
0,79
0,69
0,71
0,75
0,67
0,78
0,73
0,89
0,77
0,83
0,89
0,78
0,92
0,14
0,34
0,17
0,32
0,3
0,24
0,31
0,25
0,5
0,32
0,46
0,46
0,31
0,52
0,31
0,67
0,47
0,53
0,6
0,43
0,64

Рассмотрим случай, когда ловленная масть представлена бланковой картой:

Ловленная масть 8 9 10
Расклад 0 1 2 0 1 2 0 1 2
7-2-0
6-3-0
6-2-1
5-4-0
5-3-1
5-2-2
4-4-1
4-3-2
3-3-3
0,02
0,06
0,03
0,11
0,08
0,04
0,12
0,07
?
0,06
0,15
0,08
0,21
0,2
0,1
0,22
0,17
?
0,12
0,31
0,14
0,36
0,34
0,18
0,34
0,32
0,54
0,54
0,57
?
0,59
?
0,55
0,59
?
?
0,57
0,61
?
0,63
?
0,58
0,64
0,63
?
0,62
0,7
0,62
0,72
0,73
0,64
0,71
0,71
0,82
0,81
0,82
?
0,83
?
?
?
?
?
0,83
0,84
?
0,85
?
?
?
?
?
0,86
0,89
0,85
0,89
0,91
0,87
0,88
0,9
0,95

«?» — подобный снос вызвал бы удивление.

В заключение приведем значения вероятности Р(1) в случае рекомендуемого хода.

Расклад Ход Р(1)
79ВДКТ 9 0,58
710В(Д)КТ 10 0,74
79ДКТ 9 0,2
78(9)ВКТ 8(9) 0,2
78(9)КТ 8(9) 0,58
710К К 1
710В 10 0,85
78(9)Д Д 0,82
78(9)В 8(9) 0,52
78(9)ДК 8(9) 0,58
78(9)ВТ 8(9) 0,33
78(9)ВК 8(9) 0,33
7910К 9 0,1
710ВК(Т) 10 0,86
710Д 10 0,97
79К К 0,94
7910 9 0,03
В 0,8

Для расклада 710 приведем значения Р(1) при различном числе карт снесенных от этой масти.

Расклад Ход 0 1 2
710 10 0,54 0,56 0,61

Значения вероятности Р(1) для случая хода с бланки приведены в следующей таблице:

Расклад 0 1 2
8 0,001 0,01 0,03
9 0,53 0,54 0,56
10 0,8 0,8 0,82
В 0,92 0,92 0,95

7.6.2 Выбор сноса

Материалы предыдущего параграфа (7.6.1) позволяют играющему сделать наиболее точный снос, оставляя масти с наименьшей вероятностью быть пойманными.

Приведем несколько конкретных примеров:

1. 79Д, 710, 7В, 79ВКТ. Из соответствующей таблицы следует, что при сносе Валета бубен и десятки треф вероятность получения взятки составляет 40%, а при сносе Валета бубен и Дамы пик — только 17%. Выбор очевиден.

2. 79Д, 710В, 78, 7910К. Здесь (из тех же таблиц) вероятность ловли третьей Дамы составляет 33%, а второй десятки — 31%. Шансы примерно равны.

3. 79Д, 710В, 79В, 79В. А теперь выгоднее оставить уже Даму. 46% против 52%.

Таким образом, при наличии в руке играющего длинной масти выгоднее оставлять 710, а при отсутствии таковой — 79Д.

Бытует правило, что всегда выгоднее оставлять ловленной только одну масть. Однако, это далеко не всегда так.

4. 710В, 710, К, 789ДКТ. Здесь при сносе Короля бубен и десятки треф вероятность ловли пик составляет 52%, а суммарная вероятность ловли двух десяток всего — 36%.

5. 710В, 79Д, 79Д, 789. Теперь уже выгоднее оставлять одну масть. Вероятность ловли 710В — 64%, двух Дам — 71%.

В рассмотренных случаях неточный снос приводит в худшем случае к лишней взятке. Гораздо важнее играть точно при ловленных мастях без семерок.

6. 8ВТ, Д, 79ВТ, 7810Д. Мы уже рассматривали подобный расклад в параграфе 5.2.4. Теперь дадим рекомендации для конкретного случая в соответствии с расчетами вероятностей Р и Р(1).

При чужом ходе необходимо оставить на руке Туза и восьмерку пик. При своем — снести Туза и Валета и выйти с Дамы треф. Обратите внимание, что если в бубнах отсутствует Туз (меняем Туза на Короля), то и при своем ходе целесообразно оставить Туза и восьмерку.

7. 8ВК, 78Т, 7910Д, 78. При любом ходе целесообразно снести Короля и Валета пик, примиряясь с наличием взятки, но сохраняя перехват.

8. -, 7810Д, 810ВК, 79ВД. У играющего нет перехватов, остается только хитрить. Рекомендуемый снос — Король бубен и любая из Дам. Читай об этом параграф 5.2.4 пример 3.

7.6.3 Выбор первого хода

Данные о значениях вероятностей, приведенные в разделе 7.6.1, позволяют выбрать первый ход, если все масти руки играющего оказались условно чистыми.

Приведем ряд примеров:

1. 79ВК, 78В, -, 79В. В соответствии с таблицей расчета Р(1) при данном раскладе необходимо ходить с девятки пик. В этом случае вероятность ловли Мизера составляет 33%. Если пойти с восьмерки треф или девятки червей вероятность проигрыша будет 52%.

Часто при своем и чужом ходе приходится делать разные сносы.

2. 79ВКТ, 8В, -, 79ВДТ. При своем ходе необходимо снести Валета треф и любого Туза. Ход с восьмерки треф. Вероятность неудачи 1%. При чужом ходе сносятся две трефы, и Мизер становится чистым. Если же этот снос сделать при своем ходе, то вероятность неудачи составит 20%.

3. 79КТ, 7В, 79ВДКТ. Снести Туза пик и Валета треф. Ход с семерки треф. При чужом ходе сносятся две старшие пики.

4. -, 710К, 710Д, 79ВДКТ. Здесь при своем ходе правильно снести Короля и десятку треф. При чужом ходе сносятся Король треф и Дама бубен.

5. 79ДК, 710, 79В, 79В. Надо снести Короля пик и десятку треф. При чужом ходе выгоднее снести марьяж пик.

6. 79ВТ, 79ВК, 79В, Д. Сносим Даму червей и Валета бубен. Ход с девятки бубен. Если ход чужой, то Мизер чистый. (Снос — Туз пик и Дама червей).

В ряде случаев не удается корректировкой сноса уменьшить вероятность ловли.

7. 79ВК, 79В, 79В, 9Д. Надо сносить Даму и девятку червей. Ход с девятки пик. Вероятность неудачи 30%. Ход с девятки червей увеличивает вероятность до 54%.

8. 710К, 78Д, Д, 7910КТ. Весьма любопытная ситуация. Если снести две Дамы и выйти с восьмерки треф, то вероятность ловли (определяется вероятностью поимки расклада 710К — 81%. Лучше снести Короля пик и Даму бубен, но с чего ходить?

Для ответа на этот вопрос выпишем из таблицы значения вероятностей, соответствующих нашему раскладу.

710 — Р = 0,5; Р(1) = 0,56;

78Д — Р = 0,4; Р(1) = 0,82;

79ВКТ — Р = 0; Р(1) = 0,2.

Если теперь сделать ход с десятки пик, то суммарная вероятность ловли расклада составит:

Р(с) = 0,56+0,4-0,56 х 0,4 = 0,736

Если пойти с Дамы треф, то:

Р(с) = 0,82+0,5-0,82 х 0,5 = 0,91

а если с девятки червей, то:

Р(с) = 0,2 + (0,5 + 0,4-0,5 х 0,4) — 0,2(0,5+0,4-0,5 х 0,4) = 0,76

Надо делать ход с десятки пик! Что касается случаев, когда при своем ходе на руке играющего остаются масти, не содержащие семерок, то они, в известной степени, рассмотрены в разделе 7.6.2 (примеры 6,7,8). Приведем еще один:

9. 810ВК, 7910Т, 78ВД, -. Здесь при своем ходе целесообразно снести Короля и Валета пик с тем, чтобы ходом с десятки пик начать розыгрыш ловленной масти. Это возможно благодаря перехвату в трефах.

7.6.4 Критерий объявления Мизера

С точки зрения теории вероятности для объявления Мизера вполне достаточно, чтобы средний ожидаемый результат игры был больше или равен нулю.

Однако, практическое использование такого подхода приводит к большому разбросу общих итогов играющего. Более осторожным и практически целесообразным (с точки зрения автора) является объявление Мизера при среднем ожидаемом результате игры, равном или превышающем 15 вистов.

Мы знаем, что выигрыш играющего при благоприятном исходе составляет 75 вистов, поэтому рекомендуемый критерий соответствует случаю, когда как минимум из пяти Мизеров выигрываются три, а в оставшихся двух проигрыш не превышает одной взятки. Риск и здесь достаточно велик, но он оправдан, в частности, еще и тем, что, как правило, отнимает у одного из партнеров сильную игру.

Для случаев, когда СОР(М) меньше 15 вистов, но является положительным, рекомендуется на Мизер пригласить сдающего (приглашение играть Мизер пополам) и в отказа пасовать.

При СОР(М) < 0 объявление Мизера нецелесообразно.

7.6.5 Рекомендации по объявлению Мизера

На основании критерия, изложенного в предыдущем разделе, дадим рекомендации по объявлению Мизера для различных раскладов руки играющего.

Значения ожидаемого результата игры зависят не только от характеристик ловленных мастей. Большое значение имеет также общий расклад руки и наличие или отсутствие хода и перехвата. Предпочтительней наличие более коротких мастей и отсутствие ренонса, ведь в этом случае легче купить подходящий прикуп (почти любой прикуп к месту).

Рекомендации по объявлению Мизера сведены в таблицы. Здесь используются следующие обозначения:
«+» — Мизер следует объявить;
«=» — необходимо пригласить сдающего для игры пополам;
«-» — объявлять Мизер не следует.

Рассмотрим в начале случай, когда ловленная масть играющего не содержит семерки.

Таблица №5 (Ход свой)

Ловленная масть Расклад остальных мастей Рекомендация
8(9,10,В,Д,К,Т) Любой +
Любой +
89(10,В,Д,К) 5-3-0; 5-2-1; 6(сТ)-1-1
6(сТ)-2-0
6(бТ)-1-1; 6(бТ)-2-0
+
+
=
4-3-1; 4-2-2
5-3-0; 5-2-1; 4-4-0
+
910(ВД,К) 4(сТ)-3-1; 4(сТ)-2-2
4(бТ)-3-1; 4(бТ)-2-2
5-3-0; 5-2-1; 4-4-0
+
=
10B(Д,К,T) 3-3-2
4-3-1; 4-2-2
+
ВД(К,Т) или ДК(Т) 3-3-2 =
8910 Любой

Таблица №6 (Ход чужой)

Ловленная масть Расклад остальных мастей Рекомендация
8 Любой +
9 5-3-1; 5-2-2
6(бТ)-2-1; 6(сТ)3-0
6(бТ)-3-0; 5(бТ)-4(бТ)-0
+
=
10(ВД,К,Т) 5-3-1; 5-2-2; 5(бТ)-4(сТ)-0
6(бТ)-2-1; 5(сТ)-4(бТ)-0
5(бТ)-4(бТ)-0
+
=
4-3-1; 4-2-2
4-4-0
+
=
89(10,В,Д,К) 4-3-1; 4-2-2
4(сТ)-4-0
4(бТ)-4(бТ)-0
+
=
910(В,Д,К,Т) Любой

Рассмотрим случаи ловленных мастей с семеркой.

Таблица №7 (Ход любой)

Ловленная масть Расклад остальных мастей Рекомендация
710(В,Д,К,Т); 79Д; 79К; 79Т; 79ДК(Т); 710В(Д) Любой +
710К(Т) 5-2-0; 5-1-1
6-1-0
+
7ВД(К,Т) 3-3-1; 3-2-2
4-3-0; 4-2-1
5-2-0; 5-1-1
+
=
78КТ Любой +
710ВД(К,Т); 710ВДКТ Любой

В следующих двух таблицах приведены сочетания двух ловленных мастей без семерок.

Таблица №8 (Ход свой)

Ловленные масти Расклад остальных мастей Рекомендация
8
8(9,10,В,Д,К,Т)
Любой +
8
5-2
6(бТ)-1
+
8
89
5(сТ)-2; 4-3
6(сТ)-1
6(бТ)-1; 5(бТ)-2
+
=
8
9T
Любой
9
9
4(сТ)-4(сТ)
4(сТ)-4(бТ)
5-3;4(бТ)-4(бТ)
+
=
9
10(В,Д,К,Т)
4(сТ)-4(сТ)
4(сТ)-4(бТ)
=
9
Любой
10
10
Любой

Таблица №9 (Ход чужой)

Ловленные масти Расклад остальных мастей Рекомендация
8
8
Любой +
8
9
4(сТ)-4
5(сТ)-3
5(бТ)-3; 6-2; 4(бТ)-4(бТ)
+
=
8
10(В,Д,К,Т)
4(сТ)-4(сТ)
4(сТ)-4; 5(сТ)-3
4(бТ)-4(бТ)
+
=
8
Любой
8
89(10,В,Д,К)
Любой
9
9
Любой

В следующей таблице рассматриваются сочетания двух ловленных мастей с семерками.

Таблица №10 (ход любой)

Ловленные масти Расклад остальных мастей Рекомендация
710
79Д;79ДК(Т) или 79Т;710(ВД,К,Т)
Любой +
710
79КТ
3-1; 2-2
4-0
+
=
710
710В(Д)
3-2
4-1
=
710
710K(Т)
Любой

79Т
Любой +

79КТ
3-1; 2-2
4-0
+
=

7В(Д)
4-2
5-1
6-0
+
=

7К(Т)
3-3
4-2
5-1
+
=

79К
Любой +

79Т
4-1
5-0
+
=
7Д(К,Т)
79КТ
2-2; 3-1
4-0
=

3-3; 4-2
5-1
=

7К(Т)
3-3
4-2
=
7К(Т)
79ДК(Т)
Любой +
7К(Т)
79К
4-1
5-0
+
=
7К(Т)
79Т
3-2
4-1
5-0
+
=
7К(Т)
7К(Т)
Любой
79Д
79КТ
Любой +
79Д
710В(Д)
2-2; 3-1
4-0
+
=
79Д
710К(Т)
2-2; 3-1
4-0
+
79К(Т)
79КТ
Любой +
710В
78К(Т)
2-2; 3-1
4-0
=
710В
78ДК(Т)
Любой =

Перейдем к рассмотрению смешанных сочетаний двух ловленных мастей.

Таблица №11 (Ход свой)

Ловленные масти Расклад остальных мастей Рекомендация
710
К(Т)
Любой +
710
89(10,В,Д,К,Т)
4-2; 5(сТ)-1
5(бТ)-1; 6(сТ)-0
6(бТ)-0
+
=
710
910(Т)
Любой
7B
9
5-2
6-1
+

10(В,Д,К,Т)
4-3
5-2
=
7B
89(10)
3-3
4-2
+

8В(Д,К,Т)
3-3 =
7Д(К,Т)
9
4-3
5-2
+

10(В,Д,К,Т)
Любой
79ДК(Т)
10(В,Д,К,Т)
Любой +
79ДКТ
89(10,В,Д,К,Т)
Любой +
79Д
89(10,В,Д,К,Т)
5(сТ)-0; 4-1
4-1
+
=
79ДК(Т)
89(10,В,Д,К,Т)
2-2; 3-1
4-0
+
=
79Д
910
Любой
79К
9
5-1
6-0
+
=
79К(Т)
10(В,Д,К,Т)
3-3
4-2
5-1
+
=
79К
89(10,В,Д,К,Т)
3-2; 4(сТ)-1
4(бТ)-1
5-0
+
=
79КТ
89(10)
2-2; 3-1
4-0
=
79КТ
8В(Д,К,Т)
Любой
79КТ
9
Любой +
79КТ
10
3-2
4-1
=
79Т
9
Любой +
79Т
89(10,В,Д,К,Т)
3-2
4-1
=
710К(Т)
8
3-3
4-2; 5-1
6-0
+
=
7ВД(К,Т)
8
3-3
4-2
=

Таблица №12 (Ход чужой)

Ловленные масти Расклад остальных мастей Рекомендация
710
9
4-3
5-2; 6(сТ)-1
6(бТ)-1
+
=
710
89
3-3; 4(сТ)-2
4(бТ)-2
=
710
3-3; 4-2
5-1
=

9
4-3
5-2
=
7B
10(В,Д,К,Т)
Любой

9
Любой
79Д
10(В,Д,К,Т)
3-3; 4-2
5-1
6-0
+
=
79ДК(Т)
10(В,Д,К,Т)
4-1
5-0
+
79Д
89(10,В,Д,К,Т)
4(сТ)-1; 3-2
4(бТ)-1
=
78К(Т)
10(В,Д,К,Т)
3-3
4-2
5-1
+
=
79КТ
9
3-2
4-1
=
79КТ
10(В,Д,К,Т)
Любой
710В(Д)
8
4(сТ)-2; 5(сТ)-1
3-3; 4(бТ)-2
6-0; 5(бТ)-1
+
=
710КТ
8
3-3; 4-2; 5(сТ)-1
5(бТ)-1
=
7ВД(К,Т)
8
Любой

В заключение приведем несколько рекомендаций для трех ловленных мастей.

Таблица №13 (Ход свой)

Ловленные масти Рекомендация
8
8;(710);(79ДТ)
710;(7В);(79ДТ)
+
8
8;(710);(79Д)
79КТ;(710Д)
=
8
710;(79Д)
7К(Т)
+
8
8;(79ДТ)
7К(Т)
=
8
79Т
+
8
710
710В(Д)
=
9
8
79K
5(сТ) =
5(бТ) —
9
79К
79ДТ
10(В,Д,К,Т)
79Д
79Д
+
10(В,Д,К,Т)
79Д
79К
=
8
89(10)
710
5(сТ) =
5(бТ) —
8
8В(Д,К,Т)
710
8
89(10,В,Д,К,Т)
79Д
4(сТ) =
4(бТ) —
9
8(710)
710(79ДТ)
+
9
79К
79К
=
9
710(79ДТ)
79К(Т)
+
10(В,Д,К,Т)
710(79Д)
710(79ДТ)
=
10(В,Д,К,Т)
79К
79ДТ
10(В,Д,К,Т)
8
710
6(сТ) =
6(бТ) —

Таблица №14 (Ход чужой)

Ловленные масти Рекомендация
8
8(710);(79Д)
79ДТ
=
8
710
7К(Т)
=
8

79Т
4(сТ) =
4(бТ) —
8
8
6(сТ) =
6(бТ) —
8
8(710)
710B
9
8
79ДТ
4(сТ) +
4(бТ) =
9
8
79ДК
=
9
79Д
79К
=
9
79К
79ДК(Т)

Таблица №15(Ход любой)

Ловленные масти Рекомендация
710
710
79Т
+
710
710
7Т(79ДТ)
=
710

79К
+
710

79ДТ
710
79Т
79Т(79ДТ)
=

79Д
79Т
+

79Д
79ДТ
=
7Д(К,Т)
79Д
79ДТ
=
7К(Т)
79Д
79Д
+
79Д
79Т
79Т
+
79К
79К
79ДТ
=
79К
79Т
79ДТ

Представленные таблицы содержат достаточно большое количество рекомендаций. Кроме того, их построение «от простого к сложному» позволяет ориентироваться и в других случаях, которые могут встретиться на практике. Для этого достаточно лишь рассмотреть ближайшие, имеющиеся в таблицах расклады, и сделать сравнительную оценку рекомендаций.

В ряде случаев может возникнуть дополнительная проблема: объявлять ли Мизер, или вести торговлю за право назначать обычную игру. Она должна решаться творчески с использованием всех рекомендаций, изложенных в книге, а, главным образом, в соответствии со здравым смыслом.

← содержание   ↑ Наверх

 

7.7 Перебивать ли Мизер девятерной?

Базируясь на понятии о среднем ожидаемом результате игры СОР(9) можно ответить и на вопрос вынесенный в название параграфа. Расчеты проведены в предположении, что Мизер окажется неловленным. Результаты приведены в таблице №16.

Таблица №16

Расклад Рука Объявление
1.ТДВхххх
ТДх
9
2.ТДВхххх
Тхх
пас
3.ТДВхххх
КДВ
9
4.ТДВхххх
ТД
х
пас
5.ТКхххх
ТКх
х
9
6.ТКхххх
КДВ
Т
9
7.ТКхххх
КДВ
х
пас
8.ТКхххх
КДх
Т
1
2, 3
9
пас
9.ТДхххх
ТКх
х
пас
10.ТВхххх
ТКД
х
9
11.ТКхххх
ТД
ТД(х)
9 при наличии Дамы бубен
12.ТКДхх
КДВх
х
1
2, 3
9
пас
13.ТКххх
КДВх
х
пас
14.КДВхх
ТКхх
Т
9
15.ТКДхх
КДх
ТК
1
2, 3
9
пас
16.TKххх
ТКД
хх
9
17.ТКххх
КДВ
ТК
9
18.ТКДх
ТКДх
хх
9
19.ТКДх
ТКхх
КД
1
2, 3
9
пас
20.ТКДх
ТКхх
хх
пас
21.ТКДх
КДВх
ТК
1
2, 3
9
пас
22.ТКДх
КДхх
ТК
1 9 = пас
23.ТКДх
КДхх
Т
Т
1
2, 3
9
пас
24.TKхх
ТКхх
Тх
9
25.ТКхх
ТКхх
КД
пас
26.ТКхх
ТДВх
ТК
1
2, 3
9
пас
27.ТКхх
ТДхх
ТК
пас
28.ТКхх
КДВх
ТК
пас
29.ТКхх
КДВх
Т
Т
1
2, 3
9
пас
30.ТКДх
ТКД
КДВ(х)
1
2, 3
9
пас
31.ТКДх
ТKB
ТДх
пас
32.ТКхх
ТКД
ТДВ
1
2, 3
9
пас
33.ТКхх
ТКД
КДх
пас
34.ТКхх
ТКх
ТКх
9 = пас
35.ТКДх
ТК
ТК
хх
9
36.ТКхх
ТК
ТК
КД
1
2, 3
9 = пас
пас
37.ТКД
ТКД
КДх
Т
1
2, 3
9
пас
38.ТКД
ТКх
ТКх
х
9
39.ТКД
ТКх
ТДВ
Т
9
40.ТКД
ТКх
ТДх
Т
пас
41.ТКД
ТКх
КДВ
Т
1
2, 3
9
пас

← содержание   ↑ Наверх