VI. Распасовка

Распечатать страницу

VI. Распасовка.

 

Может случиться, что все три руки на этапе торговли сделают первое объявление «пас». В этом случае назначается Распасовка.

При этой игре каждый из играющих (включая сдающего) заинтересован в том, чтобы взять как можно меньше взяток. Не будь распасовки, любой из партнеров начинал бы торговлю, только имея на руке верные шесть взяток, совершенно не подвергая себя риску остаться «без». Попутно Распасовка направлена и против тех игроков, которые не прочь иногда объявить «пас», имея на руке сильные карты, в надежде обремизить «товарища», если он сделает рискованное объявление (подсидеть противника).

Таким образом, все играющие вынуждены, в предвидении плохой Распасовки (большего количества взяток на ней), рисковать с объявлениями и тем самым оживлять игру. Другими словами, перед своим первым объявлением во время торговли игрок может оказаться как бы между Сциллой и Харибдой (между двух огней): нет на руках шести и даже пяти верных взяток и в то же время идти на Распасовку очень рискованно. В особенности остро такая дилемма может возникнуть на третьей руке при двух предшествующих пасах.

Во время розыгрыша Распасовки первые два хода принадлежат сдающему, в распоряжении которого всего две карты прикупа. После хода сдающего свою карту кладет первая рука, затем вторая и третья. Таким образом в первой и второй взятках Распасовки по четыре карты, а во всех остальных только три. Это необходимо помнить при подсчете общего количества вышедших из игры карт данной масти.

Поскольку в распоряжении сдающего имеется всего две карты, остальные участники игры обязаны сделать все возможное, чтобы дать ему хотя бы одну взятку.

Первый ход в третьей взятке принадлежит первой руке. Начиная с четвертой взятки игра идет в обычном порядке: ход всегда принадлежит игроку, взявшему предыдущую взятку.

Вся игра, подобно мизеру, ведется как бы в поддавки. Козырей не существует, но на масть выхода необходимо класть такую же масть. Снос любой другой карты можно делать только при отсутствии масти выхода.

Если при Распасовке кто-то из играющих не взял взяток, то записывает единицу в пульку. Взявшие взятки записывают за каждую из них на гору.
← содержание   ↑ Наверх

 

 6.1 Общие сведения

 

Существуют два вида Распасовки: скользящая и прогрессивная. После окончания скользящей очередная раздача карт производится, в соответствии с общими правилами, следующим игроком по часовой стрелке. При повторной Распасовке цена каждой взятки остается прежней. При прогрессивной сдающий производит повторную раздачу и если Распасовка повторяется, то цена каждой взятки увеличивается вдвое (по 2 на гору и в пульку за безвзятие), а сдающий производит раздачу в третий и последний раз. Если и теперь будет Распасовка, то цена каждой взятки возрастает до трех (в некоторых компаниях до 4) единиц и сдающий дополнительно к числу взятых взяток записывает еще штраф равный двум взяткам. Следующая раздача производится в порядке очереди. Если вновь будет Распасовка, то цена каждой взятки снижается до начальной.

При игре втроем правила несколько иные. Прикуп здесь вообще не открывают, а первый ход принадлежит первой руке. Поскольку две карты прикупа остаются неизвестными, нет возможности точно просчитать количество оставшихся на руках карт данной масти и игра приобретает более оживленный вероятностный характер. Иногда таким же образом разыгрывают Распасовку и при игре вчетвером, а сдающий при этом записывает себе единицу в пульку.

В некоторых компаниях для избежания вероятностного характера игры втроем первые два хода делают все же картами прикупа. Но так как они никому не принадлежат, то и указывают лишь масть, которую необходимо разыгрывать. Эти взятки принадлежат тому играющему, чья карта в масти выхода является старшей. Начиная с третьего хода игра ведется в обычном порядке.

Втроем, наряду с обычной формой записи, когда за каждую взятую взятку ставят по единице на гору, довольно часто играют Распасовку «на висты». В этом случае выигрывает тот, кто взял меньше всех взяток. Победитель пишет на партнеров висты за каждую взятку ими взятку. Обычно по три или четыре виста. Если победителей двое, то висты на пострадавшего пишутся пополам.

Примеры:

преферанс
← содержание   ↑ Наверх

 

6.2 Оценка целесообразности Распасовки

 

Перед первым вынужденным объявлением «пас», в особенности когда он третий и надеяться уже не на что, следует убедиться, не окажется ли Распасовка уж слишком плохой. В худшем случае приходится говорить «пики» с риском остаться «без одной» или даже «без двух».

С целью оценки целесообразности Распасовки вновь обратимся к формулам и таблицам стоимости игры (стр. 32-35).

Мы видим, что при игре вчетвером минимальная стоимость ремиза на шестерной игре (играющий не получил взяток из прикупа) составляет: 6(-1)=-31; 6(-2)=-54; 6(-3)=-77 вистов, а минимальный баланс взявшего 4, 5, 6, 7 взяток (ни кто из игроков не остался без взяток) составляет соответственно: Б(4)= -15; Б(5)= -25; Б(6)= -35; Б(7)= -45 вистов.

Из этих данных следует, что если существует реальная угроза взять более пяти взяток, то целесообразно объявить «пики» в надежде, если и не сыграть игру, то хотя бы остаться «без одной». Впрочем и здесь оставаться без двух нецелесообразно. Поэтому объявлять игру следует имея на руке все же не менее 4 взяток.

Обращаем внимание читателей, что если Распасовка прогрессивная, то на втором и в особенности на третьем ее круге, приведенные выше рассуждения нуждаются в серьезной коррекции. Так, например, на третьем круге Распасовки, имея на третьей руке чистый Мизер, — гораздо выгоднее спасовать и играть Распасовку (выигрыш с 75 вистов увеличивается при игре по 3 за взятку до 112,5, а при игре по 4 до 150 вистов), что, вообще говоря, противоречит здравому смыслу.

Мы уже научились оценивать (предварительно) количество взяток, которое можно взять на игре. Теперь для ответа на вопрос: «Объявлять «пас» или «пики»?» необходимо научиться оценивать количество взяток, которые можно получить играя Распасовку.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.3 Считаем взятки

 

Количество взяток на Распасовке зависит от следующих факторов:

  • силы расклада и номера руки;
  • расклада карт на руках партнеров, их квалификации и манеры игры;
  • карт, находящихся в прикупе.

В ряде частных случаев предсказать конечный результат не представляет особого труда, но в общем случае это сложная если вообще разрешимая задача. Приходится ориентироваться на расчет среднего результата.

Приведем ряд примеров оценки:

1. В97, Т7, 1087, Т7. На любой руке ровно две взятки.

2. К7, Д97, Д7, 1097. С большой долей вероятности можно утверждать, что и здесь на любой руке будет не более двух взяток в пиках и бубнах.

3. ТВ, 10987, Д97, 8. На первой руке больше двух взяток не будет. На 2 и 3 руке можно взять от одной до пяти взяток. Значит среднее значение равно трем.

4. Д10, КВ10, КД, КД10. Будем считать, что на первой и второй руке среднее значение равно 7 взяткам. На третьей руке на одну взятку меньше.

5. В, Д8, 97, ТКДВ10. На первой руке не более четырех взяток. На второй и третьей не менее пяти.

6. К10, В9, К108, КВ9. На первой руке 6-7 взяток. На 2-3 руке на взятку меньше.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.4 Определения и выводы

 

При розыгрыше Распасовки, как при любой другой игре, существуют определенные тактические и стратегические приемы, выработанные на практике. Эти приемы начинающему надо изучить в первую очередь.

Прежде всего, в любой момент игры необходимо твердо помнить какие карты каждой масти уже вышли. Это позволяет однозначно определить что же осталось у противника. Здесь, как уже отмечалось, нельзя забывать, что при розыгрыше Распасовки первые две взятки содержат по четыре, а все остальные по три карты.

Дадим два определения:

Если в данный момент розыгрыша все карты данной масти сосредоточены на одной руке, то такие карты называются отыгранными (отыгранная масть).

Понятно, что ход с отыгранной карты (при наличии других ходов) является грубой ошибкой. Будет верная взятка и каждый из противников сделает нужный ему снос.

Возможность передачи хода партнеру (кому-то из партнеров) называется отдачей.

Отдача аналогична отходу при игре на взятие взяток. Однако существуют, по сути, и определенные отличия.

По количеству отдач и перехватов различают следующие виды раскладов:

1. Д9, КВ9, 7, КДВ9. Расклад с одной отдачей.

2. 87, Т7, ДВ10, К109. Расклад с тремя отдачами и одним перехватом.

3. Т7, Т7, КД9, К109. Два перехвата и две отдачи и т. д.

Теперь можно сформулировать требования к изучающему как играть Распасовку. Он должен уметь:

— на основании предыдущих ходов с той или иной степенью точности определять оставшийся расклад мастей на руках противников;

Карты не стеклянные — ошибки случаются.

  • делать правильный снос при наличии ренонса в масти выхода;
  • избегать (по возможности) ситуаций, когда при своем ходе на руке остаются только отыгранные масти. С этой целью вовремя отбирать те взятки, которых все равно не избежать;

На Распасовке бери свои взятки, иначе чужие дадут.

  • грамотно использовать перехваты и отдачи;
  • правильно выбирать общую стратегию розыгрыша.

Розыгрыш Распасовки состоит из двух фаз неравных по количеству ходов:

  • ходы из прикупа;
  • собственно розыгрыш.

Рассмотрим последовательно обе эти фазы.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.5 Первые два хода

 

Главная задача играющих при ходах из прикупа дать сдающему хотя бы одну взятку. С этой целью при ходе с 10 и старше все стараются положить свои младшие карты.

Исключение могут составлять лишь расклады с одним перехватом и одной отдачей типа Д(К,Т)7, когда приходится перехватывать, отбирать «свои» и отдавать на семерку.

При ходе с 9(8,7) играющие делают ходы в соответствии с раскладом, пытаясь обеспечить себе минимум взяток.

Дадим общие рекомендации. На первой руке:

  • имея в масти 97; 107; 108 всегда кладем старшую (в последнем случае на 9 кладем 8);
  • имея В7; В8 кладем Валета только на старшую;
  • имея Д(К,Т)7; Д(К,Т)8 кладем на 10 и старше 7(8);
  • имея Д(К,Т)9 на 7(8) кладем старшую, на остальные 9;
  • имея Д(К,Т)10 кладем 10 если выход старше и Д(К,Т) если выход младше 10;
  • имея три карты в масти выхода на старшую, если она не младше карты выхода, не обращаем внимания и играем как бы на двух младших картах;
  • при длинной масти без 7(8) кладем младшую (если выход не старше других карт), с 7(8) кладем вторую по старшинству (если у противников имеется более старшая карта).

На второй руке:

  • обычно кладем карту младше чем старшая из выхоженных;
  • если на столе 8, 7, то имея В(Д,К)9 кладем младшую, если Д(К,Т)10 или Т9 — старшую;
  • при трех картах играем аналогично первой руке.

На третьей руке всегда кладем карту моложе старшей из выхоженных. При отсутствии таковой кладем старшую карту масти.

При ходе в масть ренонса на любой руке, как правило, сносят бланку. Если таковой нет — от пары (худшей пары). При их отсутствии или нецелесообразности сносят от нужной тройки. Иногда целесообразно снести третьего Туза. Снос от длинной масти не логичен. Например:

ДВ10987, 9, -, КВ9. Сносим девятку треф.

8, ДВ10987, 9, Т9. На втором ходу по пикам сносим девятку бубен.

B10, Т8, 8, КВ108. На втором ходу по бубнам сносим Туза треф.

В8. Сносим Валета от восьмерки.

КД10, К97, Д97, 7. На втором ходу по червам сносим Короля треф.

Для ориентировки от какой из двух пар сносить приведем их последовательность заимствованную нами из книги Н. Ю. Розалиева«Карточные игры России. Преферанс». Всесоюзная книжная палата, 1991.

Итак: Т,К; Т,Д; Т,В; Т,7; К,7; КД; Д,7; К,В; Т,10; К,10; Д,10; Д,В; В,10; Т,8; К,9; Д,9; К,8; Д,8; В,8; В,7; В,9; 10,9; 10,7.

Согласно рекомендации Розалиева, всегда сносим от пары, которая в этом ряду расположена впереди. Например, имея Д,7 и Т10сносим Д, но не Т.

Впрочем, здесь далеко не все ясно. По крайней мере Т,8 я поместил бы между Т,В и Т,7. Возможно, что это опечатка.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.6 Осталось восемь карт

 

Вторая фаза Распасовки наступает в момент, когда на руках играющих осталось по восемь карт и ход принадлежит первой руке.

В соответствии с правилами игрок, в руке которого остались только отыгранные карты, при собственном ходе получает все оставшиеся взятки. Во избежание подобной ситуации стараются отобрать все «свои» взятки и передать ход партнерам.

Данный способ розыгрыша, который проще всего осуществить на первой руке, может оказаться невыгодным. При наличии коротких мастей розыгрыш ряда из них наверняка приведет к лишним взяткам.

Поэтому практичнее отобрать лишь явные взятки, а затем передать ход партнерам, избавляясь от необходимости самому разыгрывать неудобные масти. Возможны и другие комбинированные способы розыгрыша.

Очевидно, что оптимальный план игры можно составить лишь зная расклад карт на руках участников. Но как его определить?

← содержание   ↑ Наверх

 

6.7 Определение расклада мастей

 

Сперва посмотри карты соседа слева, затем справа — свои всегда успеешь!

После каждого хода играющий Распасовку должен подсчитать карты, попавшие во взятки, запоминать их и делать соответствующие выводы. Рассмотрим ряд ситуаций:

1. После хода из прикупа на руке осталось две карты этой масти, а две другие у партнеров. Как определить расклад?

Иногда это просто. Например, на руке было ТД8. В прикупе оказался Король, один из партнеров положил Валета, а другой семерку (вы, естественно положили Даму). Очевидно, что на руке партнера положившего семерку нет больше карт этой масти. У него образовался ренонс.

Но так бывает не часто. Обычно для оценки расклада требуется дополнительная информация, одним из источников которой является снос.

Пусть после хода из прикупа на вашей руке остались К7 данной масти, а у партнеров — Д10. Если затем один из партнеров, имеющий возможность сделать снос, сносит карту другой масти, то, вероятнее всего, что Дама и десятка находятся на одной руке и именно у него. Ведь ренонс двух мастей маловероятен, а при наличии Дамы или десятки он должен был нести именно их, опасаясь хода с семерки.

В случае, если розыгрыш происходит без сносов, причем, в данную масть не ходит ни один из партнеров, можно смело утверждать, что обе оставшиеся карты находятся на одной руке.

2. При Распасовке весьма распространен розыгрыш масти вида Т(КД)8(7). Вне зависимости от очереди хода, сперва кладется фигура, а затем следует отход с малой. Такая игра позволяет партнерам сделать вывод, что у разыгрывающего образовался ренонс в этой масти. Однако, этот вывод может оказаться неверным, если ходы делаются в конце розыгрыша или масть имеет вид типаТК8.

Признаком образования ренонса является также первый ход по данной масти с семерки или восьмерки. Но и здесь при 3-4 оставшихся картах возможен ход с малой от двух или трех карт в масти.

3. Часто короткую масть партнера можно определить после его сноса. Если сносится Д(В,10), то почти наверняка эта масть состоит из двух карт (случай сноса бланковой карты можно определить другим способом). Исключением является редкая ситуация, когда снос от любой другой масти нецелесообразен. Король так же обычно сносится от масти содержащей две карты. Исключением являются масти вида: ТК8(7), КД8(7), КВ8(7).

Еще меньше информации дает снос Туза. Он возможен как от двух, так и от трехкратной масти.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.8 Розыгрыш мастей. 6.8.1 Все масти короткие

 

Способ розыгрыша существенным образом зависит от длины масти.

Способ розыгрыша при наличии на руке только коротких мастей рассмотрен ниже.

Вначале отбираем явные взятки (ходим по мастям, розыгрыш которых не приводит к увеличению общего числа взяток). К подобным коротким мастям относятся: 109; В(Д,К,Т)109; 10(В,Д,К,Т); Д(К,Т)В10; Т(К)10; ТД(В); ТКД; ДВ7(8); КД7(8); ТК7(8).

В мастях вида: 10; Т(К)10; ТД(В); ТКД отбираются все взятки (в последнем случае допустим отбор только двух взяток) в остальных — только одна.

Теперь следует передать ход партнерам. Удобными для этой цели мастями являются: В(Д,К,Т)7; Д(К,Т)8; В8; 1087; 1097; Т9(8)7; 10(В,Д,К,Т)98. Передать ход можно и с бланковых семерки или восьмерки.

Однако такой ход помогает партнерам расшифровать ваш расклад (игрок у которого на руке восьмерка или семерка этой масти сразу определит, что после хода у вас образовался ренонс в масти выхода). Поэтому, по возможности, следует пользоваться мастями из двух, трех карт.

Таким образом можно избежать розыгрыша неудобных мастей.

Может случиться, что играющий по какой-либо причине получает ход только в тот момент, когда у него уже нет (или вообще не было) хорошей отдачи. Тогда, рано или поздно, придется самому разыграть неудобные масти.

Здесь все зависит от расклада руки и предшествующих ходов. Однако, следует обратить внимание на возможность хода с малой в мастях вида: ТВ8(7); КВ8(7). При этом часто удается взять всего одну взятку. Ход с восьмерки от 108 тоже может оказаться полезным. Есть много шансов, что взяток вообще не будет.

В заключение рассмотрим случай, когда в одной из мастей имеется бланковая девятка. Необходимо отметить, что ход с нее в основном не выгоден т.к. вероятность получения взятки больше, чем при ходе любого из партнеров.

Действительно, взятка при чужом ходе возможна только при одновременном выполнении двух условий:

  • семерка и восьмерка лежат на разных руках;
  • первый ход в масти один из партнеров делает с младшей карты.

← содержание   ↑ Наверх

 

6.8.2 Розыгрыш при наличии длинной масти

 

Рассмотрим в начале случай, когда длинная масть состоит из четырех карт.

Если масть содержит семерку или восьмерку, то розыгрыш ее целесообразно отложить до конца Распасовки. За это время партнеры либо сами разыгрывают ее, либо предоставят играющему определенную информацию о раскладе рук.

В зависимости от конкретного сочетания фигур и малых этот план может быть изменен. Например, имея ТКД7 полезно сделать ход с Дамы, а при наличии Т(К)ДВ7 — с Валета и затем сменить масть выхода.

Имея ТКД8 и надежный перехват (Д7) целесообразно выйти с восьмерки затем перехватить ход и выбрать оставшиеся взятки.

При отсутствии в масти 7(8) ход с нее можно делать только имея следующую по старшинству карту кроме младшей. Так имеяТ(К)Д109 ходим, с девятки, при ТКВ10 ходим с десятки.

Наличие более длинной масти из 5 карт заставляет играющего считаться с возможностью получения нескольких лишних взяток на отыгранные карты. Поэтому такую масть надо разыгрывать немедленно.

Иногда это достаточно просто (ТКДВ7). Первый ход с Валета, а следующий, в любом случае, с другой масти. Впрочем, имея такую масть необходимо объявлять «пика». Исключение: искусственная Распасовка.

Если на руке Т(К)ДВ10(9)8 и надежный перехват, ходим с восьмерки. Без перехвата ходим с Туза. Если нет ни Туза, ни перехвата, то масть лучше не трогать и надеяться на лучшее.

Осталось рассмотреть лишь два расклада: ТДВ109 и КДВ109. При наличии перехвата следует немедленно ходить с девятки. А вот при отсутствии все гораздо сложнее. Дело в том, что расклад оставшихся карт на руках партнеров ограничивается вариантами:

  • Т(К)87, —
  • Т(К)8(7), 7(8)
  • Т(К), 87

и в любом из них нет возможности без перехвата разыграть масть ходом с девятки. В первом случае можно испробовать ход с Туза (две — так две взятки, три — так три), во втором остается неопределенность: ходить с 9 или выжидать. Может быть необходимо было начать торговлю за прикуп?

Рассказывают, был такой случай…

Однажды вечером в компании преферансистов один из присутствующих задал вопрос:

— Возможно ли на раскладе: 78910ВДКТ, 7, 7, — получить хотя бы одну взятку на Распасовке?

Наступило продолжительное молчание. Все с любопытством рассматривали предложенную задачу, не понимая в чем здесь подвох.

— Ну, если захочу, могу взять все десять, — откликнулся наконец кто-то, — буду восемь раз ходить с пик, а потом отберу отыгранные семерки.

Напряжение сразу разрядилось. Действительно, чего проще, как в шахматах, задача на обратный мат: белые начинают и заставляют черных дать себе мат в десять ходов. Появились улыбки.

← содержание   ↑ Наверх